Доходный дом Стенбок-Фермор

История

1902

К счастью, большинство доходных домов конца ХIX - начала ХХ века, шедевры архитектуры петербургского модерна, сохранились до наших дней во всей своей архитектурной красе и представляют богатейшее наследие культуры и поразительный пример творческого подхода к организации жилой застройки Санкт-Петербурга.

Доходный дом
Стенбок-Фермор
Звенигородская 2 / Загородный 44
Спасибо за выразительные фасады здания на углу Звенигородской улицы и Загородного проспекта стоит сказать архитектору Льву Петровичу Шишко. Как ни странно, когда в 1902 году графиня Мария Александровна Стенбок-Фермор обратилась к зодчему с заказом на проектирование доходного дома, в портфолио тридцатилетнего архитектора не было ни одного проекта такого рода. Прежде он разрабатывал лишь чертежи сооружений духовного назначения, учебных зданий и больниц. Шишко много работал, в том числе по заказу Николаевской железной дороги и Александро-Невской лавры. Но именно дом на углу Звенигородской и Загородного стал крупнейшей и самой известной работой Шишко.


Заказчицей строительства была графиня Мария Александровна Стенбок-Фермор, урожденная Апраксина. Стенбоки и Ферморы — два старинных дворянских рода Северной Европы, соединившиеся в один в результате брака. В Российской Империи графам принадлежали обширные поместья, уральские горные заводы, а также множество доходных домов и несколько особняков в столице.
В конце XIX века главой графского клана был Владимир Александрович Стенбок-Фермор. Он был выпускником Александровского лицея, гусаром, участником Русско-турецкой войны 1877-78 годов. Как раз его вторая супруга, Мария Александровна, и была застройщицей и хозяйкой дома на углу Загородного и Звенигородской.


Архитектор Лев Петрович Шишко
(1872 - 1943)
построил этот дом в 1902-1903 годах, сам он тоже жил здесь с 1903 по 1908 год. Он активно строил как до, так и после революции здания самого разного назначения - жилые, учебные и производственные. Кроме этого, Шишко был профессором ИГИ, преподавал в Горном и Электротехническом институтах, Академии Художеств, училище технического рисования им. барона Штиглица, а в 1915-1920 годах он возглавлял Технологический институт. А с 1909 года.и вплоть до своей смерти преподавал в Институте инженеров железнодорожного транспорта.

Доходный дом
Доходный дом - это многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в аренду, а также тип архитектурного сооружения, сложившийся в европейских странах к 30-40м годам XIX в.
Квартиры в доходном доме, как правило, сгруппированы вокруг лестничных клеток, коридоров или галерей и однородны по планировке. Построенные в конце XIX — начале XX в. доходные дома чаще всего содержали небольшой внутренний двор-колодец, а всё остальное пространство участка, принадлежащего домовладельцу, было занято самим зданием. Под двором-колодцем нередко размещались различные хозяйственные помещения такого доходного дома. Декоративное архитектурное оформление получал лишь парадный фасад, выходящий на улицу.
Доходные дома могли принадлежать как частным лицам, так и различным организациям, ищущим стабильный источник дохода. В Российской империи владельцами доходных домов в числе прочих были учебные заведения, сиротские приюты, монастыри и как коммерческие, так и благотворительные общества. Впервые доходные дома в Петербурге появились ещё в XVIII веке, однако в то время здания лишь приспосабливались для этой функции. Целенаправленное строительство доходных домов началось в городе с середины XIX века, они составляют значительную часть дореволюционной городской застройки.


Эти новые дома были оснащены самыми совершенными системами коммуникаций: встроенными лифтами, паровым отоплением и электричеством. Внутреннее устройство помещений дорогих доходных домов отличалось высокой функциональностью и продуманностью планировок. К началу ХХ века доходные дома занимали приблизительно 80% из всех построек города. Большинство доходных домов до сих пор носят имена прежних владельцев, а лучшие примеры зданий этого типа вошли в историю архитектуры Петербурга и включены в список объектов, представляющих исключительную историческую, научную, художественную и культурную ценность.
Доходный дом - это Петербург в миниатюре. В нем соединялись все слои населения - дворянство, купечество, мещанство, разночинцы и аристократы. Любой дом можно было представить как иерархию населяющих его людей, целую систему слоев общества, классифицированную по уровню достатка и виду деятельности. Состоятельные чиновники и служащие снимали квартиры вдоль наружных фасадов, а квартиры по внутреннему периметру сдавались разночинцам. Владельцы модных магазинов обычно занимали первые этажи. Вторые в большинстве случаев обживали конторские служащие. Наиболее престижными считались третьи этажи. Их населяли знатные и богатые люди, а менее состоятельные снимали квартиры этажами выше, даже парадная лестница была проще и невзрачнее на верхних этажах. Чердаки, мансарды и флигели арендовали студенты и нижние чины. А этажи ниже тротуара, подвалы и полуподвалы, могли сдаваться городской бедноте или под мастерские.

Адрес
.

Наш дом находится на углу Звенигородской улицы и Загородного проспекта. Этот проспект получил свое название благодаря большой Загородной дороге, которая появилась в начале 1730-х годов на месте старинной пешеходной тропы, ведущей к Екатерингофу. Загородной она называлась, поскольку в первой половине XVIII века, когда южная граница города проходила по Фонтанке, прилегающие территории были загородными. Официальное название было учреждено в 1739 году Комиссией о Санкт-Петербургском строении. В современной форме наименование Загородный проспект известно с 1798 года.



На фото видно, что магазин фирмы «Конради» занимал большую часть первого этажа нашего дома, вход был с угла Загородного и Звенигородской. Фирму держал русско-швейцарский купец 1-ой гильдии Виктор Конради. В его сети был представлен широкий ассортимент: шоколад для варки, какао, шоколад в коробках и «с книжками», шоколадные конфеты и пастилки, фруктовые конфеты, карамель, драже, мармелад, пастила, желе, монпансье, пряники. Фирма «Конради» была знаменита высокими стандартами упаковки и яркими рекламными плакатами.

Неподалеку на Загородном проспекте располагался магазин компании Зингер. В России эти знаменитые швейные машины продавались в более чем 3000 фирменных магазинах, которые были разбросаны по всей Российской Империи. Благодаря отличному качеству продукции, компания «Зингер» заслужила право именоваться «Поставщиком Двора Его Императорского Величества».

А Витебский вокзал мы можем увидеть из окон дома, он совсем рядом. Это здание - одна из первых общественных построек в стиле модерн в Петербурге. Автором проекта был академик архитектуры Станислав Антонович Бржозовский. Проект здания считался весьма новаторским, поскольку помимо традиционных материалов, при строительстве предполагалось использование большого количества металлических конструкций. Здание нового Царскосельского вокзала (прежнее название) было торжественно освящено 1 августа 1904 года и современники сразу высоко оценили этот проект, оно до сих пор является красивейшим среди пяти вокзальных комплексов нашего города.

Стоит обратить особое внимание на внутреннюю отделку и декор парадной в нашем доме. Печь в парадной изготовлена по проекту выдающегося финско-шведского дизайнера Луиса Спарре — сторонника «Карелианизма», то есть поиска вдохновения для нового северного искусства в глухих деревнях и лесах Карелии. Ее, также, как и все печи в доме, изготовил финский завод «Або».
К сожалению, печь, как и другие элементы убранства парадной лестницы, до сих пор находятся в плачевном состоянии и ждут реставрации. Но, тем не менее, мы можем проследить единство растительного орнамента в кованых элементах лестницы, напольной плитки, лепнины и по остаткам витражей над входными дверьми. По архивным фотографиям известно, что мотивы флоры украшали и интерьеры квартир, лепнина, роспись на стенах и витражи были единообразно оформлены во всех квартирах нашего дома, но на сегодняшний день они практически все утрачены.

Как обогревались жители доходных домов в начале века?

Для отопления в квартирах использовали печи-голландки и круглые печи, камины в Петербурге с практической точки зрения не любили - ставили только для красоты.
Печами получалось натопить воздух до достаточно высокой температуры, но это не считалось необходимым, тогда нормой в помещении было 17 градусов тепла.
Конец XIX— начало XX века сопровождались расцветом эпохи модерна во всех странах Европы, и Финляндия не стала исключением, породив свой собственный стиль в модерне «национальный романтизм».
На территории Финляндии работало не менее десятка гончарных заводов, выпускающих керамику и майолику для печей и каминов. Немалая их часть производилась для российского рынка и встречается в наши дни в старинных домах Санкт-Петербурга. Одним из известнейших заводов был завод «Або» и все печи в нашем доме были произведены именно на нем.
На одном из фото вы видите знаменитую печь, которая представлена в Петербурге и Ленинградской области лишь в нескольких экземплярах. За рельефный декор в виде стилизованных деревьев, а также листьев с сережками, печь называют в Финляндии "koivu-uuni", что означает "печь-березка".
В 1902 г. архитектурное бюро Уско Нюстрём-Петрелиус-Пенттиля разработало ее дизайн, и в этом же году печь была установлена у нас в доходном доме Стенбок-Фермор.
"Печь - березка" несомненно является памятником декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности начала ХХ в.



Made on
Tilda